Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Николааев Андрияян Григорьевич

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://marpos.cap.ru/

Биография

Родился 5 сентября 1929, Шоршелы, Мариинско-Посадский район, Чувашская АССР, РСФСР,  СССР в крестьянской семье в селе Шоршелы. По национальности — чуваш. С рождения и до окончания школы носил фамилию Григорьев — по имени отца, согласно местным традициям тех лет. Этой фамилией он записан и в сохранившемся классном журнале.

Отец — Григорий Николаевич Николаев (1898—1944), конюх в первом колхозе района. Мать — Анна Алексеевна Алексеева-Николаева (1900—1987), доярка на молочной ферме. Поженились в 1922 году, всю жизнь прожили в небольшой избе в два окошка. Старший брат Иван (1924—2010), младший — Пётр, сестра Зинаида.

В детстве Андриян хотел стать фельдшером, однако после раздумий перебрался к старшему брату в Мариинский Посад, поступил в лесотехникум.

Окончил Мариинско-Посадский лесотехнический техникум (1947), Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков (1954), Военно-воздушную инженерную академию им. H. E. Жуковского (1968). Космонавт самого первого набора (Группа ВВС № 1) — с 1960 года.

Самым сложным испытанием при подготовке к полёту Николаев называл пребывание в сурдобарокамере, имитирующей полную изоляцию от внешнего мира, где будущий космонавт находился 10 суток без какой-либо зрительной и слуховой связи. К моменту назначения в полёт на счету Николаева было 40 парашютных прыжков разной степени сложности.

Совершил два космических полёта — одиночный в 1962 году на 4 суток, в 1970 году парный (с Виталием Севастьяновым) — на 18 суток. Оба полёта на момент их совершения были рекордными по продолжительности. Орбитальной станции тогда не было, оба полёта от начала до конца проходили в космических кораблях, где жизненное пространство — половина ванной комнаты в «хрущёвке»

Первый полёт

В этом кабриолете ЗИС-110 Николаева в сентябре 1962 года после полёта в космос приветствовали жители Чувашии.

С 11 по 15 августа 1962 года на корабле «Восток-3», совершив 64 витка вокруг Земли (первый многосуточный полёт в истории космонавтики и первый групповой полёт космических кораблей, см. «Восток-4»). В этом полёте (о чём общественности сообщили только спустя несколько десятилетий) проведён первый военный эксперимент с участием космонавтов на орбите — по программе создания перехватчика спутников, при этом «Восток-4», пилотируемый Павлом Поповичем, играл роль перехватчика, а пилотируемый Николаевым «Восток-3» — цели. Минимальное расстояние между кораблями было 5 км]. Николаев вспоминал, как с орбиты наблюдал на земле аэродром вероятного противника, взлётно-посадочную полосу, рулёжные дорожки, места стоянки самолётов. В ходе полёта проведены первые эксперименты по радиосвязи между экипажами двух кораблей в космосе, выполнена программа научно-технических и медицинско-биологических экспериментов.

После выхода на орбиту и отделения космического корабля от ракеты-носителя Николаев взял ручное управление на себя (чего до него не делали), развернул корабль иллюминатором в сторону ракеты-носителя и сделал фотографический кадр (не проявился, поскольку ракета-носитель оказалась на стороне солнца). В ходе полёта Николаев впервые отвязался от кресла (до него Гагарин и Титов летали жёстко пристёгнутыми), свободно парил в корабле в невесомости. Состоялся сеанс связи Николаева с советским руководителем Н. С. Хрущёвым. Заранее условившись с конструктором Сергеем Королёвым, Николаев после запланированных трёх суток на орбите пошёл на четвёртые. В те годы корабль приземлялся отдельно, космонавт после катапультирования — на своём парашюте отдельно. Приземлился Николаев, как и Попович, 15 августа 1962 года под Карагандой, рядом с сопкой, едва не напоровшись на высокие острые камни. Первым делом на земле Николаев помог врачу отряда космонавтов, высадившемуся встречать его и не вполне удачно приземлившемуся с парашютом в 30 метрах от Николаева.

2 сентября 1962 года триумфально проехал по улицам Чебоксар в кабриолете «ЗИС-110» выпуска 1950 года (номерной знак 00-01 ЧУА). Николаева восторженно приветствовали жители Чувашии, о чём свидетельствует сохранившаяся и демонстрируемая в его музее в Шоршелах документальная кинохроника этого события.

Между первым и вторым полётом

После первого полёта связал свою жизнь с работой отряда космонавтов. В 1963—1968 годах Николаев был командиром отряда советских космонавтов.

В 1965—1969 годах Николаев входил в группу космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3.

В 1968—1974 годах работал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Проходил подготовку к полёту по «лунной» программе, являлся командиром одного из экипажей. Чтобы облететь Луну, требовалось 4 суток, именно столько длился первый полёт Николаева, на чём в целях подготовки к лунному путешествию настаивал в 1962 году генеральный конструктор. После смерти С. П. Королёва и закрытия советской «лунной» программы Николаев готовился к полётам на кораблях типа «Союз». Являлся командиром дублирующего экипажа корабля «Союз-8» (октябрь 1969 года).

Второй полёт

С 1 по 19 июня 1970 года в качестве командира космического корабля «Союз-9» (совместно с В. И. Севастьяновым) на 18 суток. Это был первый в истории космонавтики полёт без скафандров на орбите. Корабль сделал 286 оборотов вокруг Земли за 424 ч 59 мин. После возвращения из рекордного по продолжительности полёта (до того летали максимум на 5 суток) космонавты испытывали серьёзные трудности при адаптации к земной гравитации («эффект Николаева»). В интервью газете «Правда» в мае 1995 года о состоянии после приземления никогда не жаловавшийся на тяготы службы Николаев рассказал так: «Было очень тяжело. Из корабля без помощи выйти не могли, когда нас вывели — стоять на ногах не могли. Кровь отливала в нижнюю часть туловища, можно было только или сидеть, или лежать — иначе теряешь сознание. Сердце за 18 суток уменьшилось в объёме на 12 процентов. Лёжа — 80 ударов, сидя — 100, стоя — 120. Костная ткань потеряла калий и кальций, стала рыхлой. Изменился состав крови. После нашего полёта первоочередная задача ставилась — обеспечить на орбите физическую тренировку космонавтов». Во втором полёте, вспоминал Николаев, он также выполнял военные задачи, отметил высокую разрешающую способность приборов, установленных на корабле «Союз-9», с помощью которых легко было рассмотреть даже буквы на самолётах, базировавшихся на аэродромах вероятного противника. После полёта Николаев целый месяц писал объёмные отчёты о полёте, вскоре защитил диссертацию и получил научную степень кандидата технических наук.

После космоса

С 1974 года Николаев — первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю.Гагарина. Мечтал о третьем полёте, обращался к руководству с просьбой подключить его к советско-американской программе, однако было принято решение дать дорогу молодым космонавтам. Параллельно с основной работой Николаев был депутатом Верховного Совета РСФСР ряда созывов. В 1981 году за достижения в области космических исследований Николаеву присуждена Госпремия СССР[.

С 1994 года работал в аппарате Мандатной комиссии Госдумы РФ.

Автор книг «Встретимся на орбите» и «Космос — дорога без конца»[. Последняя и наиболее ценная книга Николаева написана им в 1999 году — «Притяжение Земли.

В интервью для печати Николаев отметил, что никаких аномальных явлений в космосе за оба своих полёта не наблюдал.

Семья

Был женат в течение 18 лет (1963—1982) на Валентине Терешковой — первой женщине-космонавте («Космическая свадьба», много раз освещалась в советской прессе, состоялась в правительственном особняке на Ленинских горах 3 ноября 1963 года, среди гостей был Н. С. Хрущёв, первое появление перед западными дипломатами ранее засекреченного генерального конструктора С. П. Королёва). Это был единственный брак Николаева.

8 июня 1964 года родилась дочь Елена Андрияновна — первый в мире ребёнок, и отец и мать которого были космонавтами. Первым мужем Елены был лётчик Игорь Алексеевич Майоров, второй муж — лётчик Андрей Юрьевич Родионов.

Внуки — Алексей Игоревич Майоров (р. 20 октября 1995) и Андрей Андреевич Родионов (р. 18 июня 2004).

Смерть

Мраморный саркофаг над могилой космонавта

Умер 3 июля 2004 года в Чебоксарах, где был главным судьёй V Всероссийских летних сельских спортивных игр, по пути в гостиницу «Спорт», от сердечного приступа, повлёкшего пятый инфаркт. В экспозиции Мемориального комплекса в Шоршелах находится цветная фотография Андрияна Григорьевича, сделанная на итоговой пресс-конференции, за час до кончины.

По инициативе земляков, поддержанной первым президентом Чувашии Н. В. Фёдоровым, прах был торжественно захоронен на родине — в селе Шоршелы. С этим решением тогда не согласилась единственная дочь Николаева — Елена Николаева-Терешкова, вместе со своей матерью настаивавшая на перезахоронении отца в Звёздном городке. Впоследствии стороны пришли к компромиссу и примирению, Елена вместе со старшим сыном Алексеем посетила мемориал в Шоршелах, о чём свидетельствуют фотографии, представленные в экспозиции музея. Над могилой, увенчанной беломраморным саркофагом, в 2005 году сооружена православная часовня-усыпальница. На внутренней стене часовни золотистыми буквами выбиты слова из последней книги Николаева: «Мне часто снятся родные Шоршелы и звёзды над ними…».

В октябре 2006 года Шоршелский музей космонавтики, открытый в 1972 году, переименован в Мемориальный комплекс лётчика-космонавта СССР А. Г. Николаева в Шоршелах.

 

 

Система управления контентом
429570, г.Мариинский Посад, ул.Николаева, д.47
Телефон: 8(83542) 2-19-35
Факс: 8(83542) 2-19-35
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика