Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Тогаев Анатолий Николаевич

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://marpos.cap.ru/

Анатолий Николаевич Тогаев является одним из старейших организаторов коллективов художественной деятельности не только Мариинско-Посадского района, но и Чувашской Республики.

Родился 30 апреля 1884 года в с.Яндашево Посадско-Сотниковской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии в семье канце­лярского работника. После об­разования в 1927 г. Мариинско-Посадского района село Яндашево вошло в состав Мариинско-Посадского района. По национальности родители были русскими. Село Яндашево располагалось на левом берегу Большого Цивиля -  недалеко от его устья. Вокруг села были дубовые рощи и за­ливные луга. Это село в  округе славилось    как благоустроенное и красивое поселение. Прямые улицы, добротные дома с резными узора­ми на наличниках окон, крышах домов, воротах. Ухоженные палисадни­ки свидетельствовали о стремлении жителей села к красоте, поряд­ку. Село утопало в зелени.

Каждая семья имела свою баню, в огороде многих хозяйств был вырыт шахтный колодец. На каждой улице для общественного поль­зования стоял колодец с журавлем. Село раскинулось на пяти улицах. Улица Центральная  была самой длинной, по ней  проходила мощеная камнем дорога, соединяющая Чебоксары с Мариинским По­садом. На этой улице размещались общественные здания:  почта, сельпо, столовая, магазины, участковая больница, ветеринарная амбулатория, правление колхоза, сельсовет, клуб, и библиотека, здание начальной шко­лы. В конце улицы на горке красовалась церковь. Село украшала и ветряная мельница, сооруженная на холме главной улицы.

В этом чувашском селе прошли детские и школьные годы будущего музыканта и композитора Анатолия Тогаева. Анатолий вместе с деревенскими мальчиками бегал по улицам, ходил в лес и на реку Цивиль рыбачить и купаться. С чувашскими ребятишками общался на чуваш­ском языке. С малых лет прислушивался к грустным напевам чувашских песен, в которых, как в зеркале, отражалась многострадальная жизнь народа.

Анатолий Николаевич вспоминая: "Помню детство с  той  поры, когда  отец и братья    по очереди укладывали меня в постель под стройные звуки гуслей, играя мне песни древней старины".

Мальчик с ревностью глядел на домашних музыкантов. Ему  тоже  хотелось играть на каком-либо инструменте. В семье Тогаевых были и гусли. На них играли отец, братья Саша и Серапион. Из всех имеющих­ся в домашнем оркестре инструментов Анатолию  понравилась скрипка. Анатолию исполнилось б  лет. По его настойчивой  просьбе мать заказала мастеру скрипичных дел Виктору Ивановичу  скрипку для Толи

Виктор Иванович незамедлительно выполнил заказ. Не было предела радости, когда этот музыкальный  инструмент оказался в руках одаренного в музыкальном отношении мальчика. Виктор Иванович научил любопытного мальчика игре на скрипке.

Время шло быстро. Желание играть на скрипке росло с каждым днем. Постепенно маленький музыкант стал включаться в домашний струйный "ансамбль". К восьми годам его уже считали полноправным членом семейного оркестра. Мать была бесконечно рада успехам сына. С этой поры скрипка стала его верной спутницей.

В свободное время ходил на реку Цивиль. Здесь он купался, любовался окружающей  природой. В эти годы познакомился с Верой Николаевной -  испол­нительницей чувашских песен. Песни в ее исполнении он запомнил на всю жизнь. Об этом он рассказывал в своих воспоминаниях.

Наступил сентябрь 1893 года. Толя пошел в первый класс сельской начальной школы. По окончании этой школы его отдали на учебу в Чебоксарское городское училище. Учился он старательно, принимал уча­стие в драматическом и хоровом кружках.  Совершенствовал игру на скрипке. Во время репетиций пробовал свои силы и в роли дирижера. На удивление всех преподавателей училища Анатолий  ока­зался очень одаренным и талантливым учеником. Учеба в училище про­должалась 5 лет. Во время зимних и летних каникул приезжал домой и проводил  время со своими сверстниками, но никогда не забывал заниматься на скрипке. В совершенстве овладев  чувашской речью, научил­ся и писать. Пять лет старательной учебы в училище, новые товарищи, любовь к книге, скромное, но упорное стремление к искусству, внимательное слушание игр на музыкальных инструментах двигали пытливо­го и одаренного мальчика к чему-то приятному, новому, интересному и загадочному в музыкальной жизни. Анатолий: не мог себе  вообразить, кем же станет, но знал твердо одно: станет музыкантом.

Шел пятый год учебы. Заметив способности дирижера, Анатолию доверяют руководить хором училища. Он становится дирижером. Завершилась учеба в училище. Анатолий возвращается домой. Перед ним возникли новые проблемы. Решил продолжить учебу, стал усиленно готовиться к  приемным испыта­ниям в Казанский учительский институт в надежде на то, что с осени 1903 года станет студентом этого престижного учебного заведения для того времени. И вдруг неожиданная весть: отца уволили с работы. Семья осталась без кормильца. Рухнули все мечты и планы, встал вопрос об устройстве на работу.

Педагогическая деятельность Анатолия Николаевича началась с должности помощника учителя Убеевского земского училища Ядринского уезда. Проработав здесь один учебный год, уволился и устроился на работу в Красноярское училище Чебоксарского уезда. Это село расположено недалеко от г. Звенигово Марийской Республики.

В первый же год работы в Красном Яре молодой учитель по просьбе рабочих Звениговского судоремонтного завода организовал хоровой кружок. В России приближалась буржуазная революция. Создавались марксистские кружки, быстро распространялись революционные песни. Рабочие требовали включения в репертуар хорового коллектива революционных песен. Эти песни распевались на сходках и собраниях рабочих. Члены хорового коллектива становились популяризаторами революционных песен.

В Красноярском земском училище Анатолий Николаевич проработал два учебных года. Он с благодарностью вспоминал этот период работы. В рабочей среде заслужил авторитет и уважение, рабочие считали его своим учителем. Они охотно ходили на репетиции и выступали с такой же охотой в клубе завода и на площадках.

Проработав два года, переезжает на станцию Тюрлема и начинает работать учителем в земском училище. Но здесь проработал всего лишь год. Переезжает в село Акулево Чебоксарского уезда. Здесь было двухклассное училище. Сначала работает учителем, затем его назначают директором. В этом коллективе ему посчастливилось работать рядом с известным чувашским композитором Ф.П. Павловым. Работая в этом училище, он нашел себе моральное удовлетворение и духовное наслаждение. В школе организовал детский хоровой кружок, а в селе – хор молодежи.

Одиннадцать лет, с 1907 по 1918 год Анатолий Николаевич учительствует в с. Акулево. Здесь познакомился с учительницей математики Александрой Васильевной и женился на ней.  Выезжал на курсы повышения квалификации. Призывался на службу в царскую армию. В армии дослужился до унтер-офицера. В 1912 г. Анатолий проходит певческие курсы в Чебоксарах, в 1914г. – регентско-капельмейстерские курсы в Херсоне, делает первые самостоятельные опыты в вокально-хоровой музыке. После прохождения курсов его призывают на службу в царскую армию. Служит в Казани. В июле 1917 года демобилизовался и вернулся в с. Акулево.

В октябре 1918г. Постановлением Чебоксарского уездного отдела народного образования переведен в г. Мариинский Посад и назначен на должность старшего учителя начальной школы №3. Семья оставалась временно там же, в с. Акулево. 18 октября 1918г. Александра Васильевна родила мальчика, назвали его Валентином. Уездный отдел народного образования поручил А.Н. Тогаеву организовать в г. Мариинском Посаде хоровые коллективы. При поддержке руководителей администраций учреждений и организаций города в разные времена организовал коллективы художественной самодеятельности при Народном доме, Доме культуры, политпросветтехникуме, школе II ступени, средней школе, судоверфи, Новинском бондарном заводе, артелях «Инвалид» и «Портной», в деревне Малое Маклашкино и др. местах.

Дом № 8  по улице Советская, где жила семья Тогаевых, был построен в 1918 г. Помогли строить этот дом Богдановы: отец - Иван Михайлович и сын - Дмитрий Иванович. Сами Богдановы  были  из д. Нерядово.

Открытие Народного дома в г. Мариинском Посаде состоялось 25 октября 1918г. Директором этого учреждения культуры была наз­начена Е.В.Панина. В этот праздничный день самодеятельные артис­ты поставили пьесу А.М Горького  "На дне", а струнный  оркестр - под управлением А.Н. Тогаева исполнил  революционные и народные песни. В дальнейшем здесь был организован кружок хорового пения, которым руководил А.Н. Тогаев. Горожане с большим удовольствием занимались в кружке хорового пения. В составе хора были люди всех возрастов: дедушки и бабушки, юноши и девушки, школьники и школьницы.  Хор пел в 4 голоса. Со временем появились и аккомпаниаторы, что дало  возмож­ность включения в программу занятий работу с вокалистами, декламаторами и танцорами. Организовался и сводный оркестр молодежи.

В течение нескольких недель работы был создан тесный, сплочен­ный коллектив самодеятельных артистов. В репертуар были включены революционные и народные  песни, сочинения русских и зарубежных кл­ассиков. Основу  программы составляли песни:   "Интернационал", «Замучен тяжелой неволей», «Смело, товарищи, в ногу», «Отречемся от старого мира», «Вы жертвою пали» и многие другие.

Выступления хора  тепло были встречены широкими массами paбoчих и крестьян. Местом концертов  и сценических постановок были Народный дом  и Высшее начальное училище.

Шла Гражданская война. Но и в суровые годы войны хор не прекращал свою работу.

Памятным событием для молодого и начинающего руководителя было выступление хора в июле 1919г. на агитационно-инструкторском пароходе "Красная звезда" с песнями "Замучен тяжелой неволей", "Смело, товарищи, в ногу" и др. На концерте  присутствовала Н.К. Крупская  после выступления на балконе здания лесотехникума

В первые три месяца 1921 года Анатолий  Николаевич временно работал концертным инструктором при  музыкальной секции областного отдела народного образования. С марта по май  месяцы 1912года работал руководителем - преподавателем  в детском доме им. В.И.Ленина и школе № 3первой ступени. До 1922 года  преподавал пение в школе № I.  А работу с хоровыми коллекти­вами он не оставлял.

В 1924 году  А. Тогаев начал работать в высшем начальном училище, где вел занятия с детьми всех классов. Руководил и кружком, организованным при училище.

В 1925 году Наркомпросс Чувашской AССР направляет  А. То­гаева в творческую командировку в Москву для изучения постановки хорового дела в хоре профсоюзов, которым руководил А. Головнинский, заслуженный артист Республики М. Пятницкий. От руководителей этих коллективов  провинциальный музыкант получил очень много полезных советов и предложений. В дни пребывания в Москве одаренный музыкант

не терял  зря времени, он старательно изучал опыт М. Пятницкого по собиранию и обработке народных песен.

Знаменательным событием в дни пребывания в Москве для А. Тогаева было  личное знакомство с М. Пятницким. Об этой историче­ской встрече у него сохранился ценнейший документ - автограф М. Пятниц­кого на автопортрете с дарственной надписью "Родной душе - родные звуки! Дорогому, хорошему Анатолию Николаевичу Тогаеву в знак предан­ности и сердечной дружбы. М.Е. Пятницкий. 1925г. июль 9 ". Дарствен­ная - подпись сделана и на обложке сборника "Крестьянские песни".

С октября 1925 но октябрь 1927 года А.Тогаев работал  преподавателем пения  на  педагогических курсах в Мариинском Посаде.

В начале 30-ых годов преподавал русский язык в профтехшколе при техникуме кустарной промышленности и на  подготовительных курсах организованных этим техникумом. В эти же годы  преподавал пение и в политпросветтехникуме .

В 1933 году состоялась вторая поездка А. Тогаева в Москву для прохождения курсов  повышения квалификации кадров народного образования при ЦИПККНО.

Сбором, записью и обработкой народных песен А. Тогаев начал заниматься в I925 году. Бывал во многих чувашских деревнях, встречался с молодыми и пожилыми людьми, слушал их пение, записывал слова и мело­дии. На основе собранных материалов    пишет оригинальные песни. В 1934 году "Музгиз" в Москве выпустил его книгу  "Три песни", в которой напечатаны слова и мелодии песен "Песня о субботнике", "Песня октябрят", "Песня о соревновании". С 1934 года переходит непосредственно к творческой работе над чувашской песней.

В июле 1932 года в Чебоксарах состоялась первая олимпиада чувашского народного искусства. Узнав о том, что в г. Мариинском Посаде    проживает и успешно руководит хоровыми коллективами города А.Тогаев, председатель Мало-Маклашкинского колхоза «Красная Армия» Л. А. Андреев  встречается с ним и приглашает его организовать хоровой коллектив. Договорились они об условиях работы и оплаты труда. Эта встреча состоялась в начале июня 1935 года, Проведение IIВсечувашской    олимпиады было запланировано на конец августа. Времени оставалось мало.

В назначенный день и час Анатолий Николаевич пришел в деревню. Его проводили до сельского клуба. У клуба собрались почти все желаю­щие участвовать в хоре. Никого не  обидел, прослушал всех и отобрал для участия в хоре около 30 человек. В тот же день начали разучивать песни. Спевки проводились по субботам и воскресеньям. А. Тогаеву помогали аккомпаниаторы М. Шевнин из г. Мариинского Посада и П. Павлов из Яндашево.

Шел третий месяц напряженной  работы по подготовке к олимпиаде. Чувашская олимпиада проводилась в дни пятнадцатилетия Чувашской АССР в 1935 году. На республиканский смотр коллективов художественной  самодеятельности были представлены делегации всех рай­онов. Руководитель хора перед хористами поставил задачу: во что бы то ни стало занять первое место. Дружный и хорошо подготовленный к смот­ру коллектив успешно выполнил задачу, поставленную его руководите­лем. Эта неожиданная победа мало-маклашинцев удивила всех. Особенно удивлены были московские композиторы.

После олимпиады в газете "Правда"  появилась статья "Народная музыка Чувашии", авторами которой являются композиторы В. Белый, М. Коваль, Ф. Сабо. В статье написано: "Сумерки. Приезжаем в село Малое Маклашкино. Возле просторной избы - помещение клуба - уже собираются колхозники. Пока готовится к выступлению хор, нас знакомят с колхозным хозяйством.  Небольшой колхоз /45 дворов/  производит впечатление на редкость дружного коллектива. Культурные запросы растут с каждым днем. Помещение клуба, построенное в прошлом году, уже не удовлетворяет. Председатель колхоза уверенно мечтает о постройке нового, «настоящего» клуба.

На вечер собралось почти все население колхоза. Ребятишки и старики, молодые и пожилые колхозники заполнили все лавки, проходы, подоконники. За три месяца работы хор уже приобрел популярность среди колхозников, - его любят, гордятся им. Руководит хором товарищ А. Тогаев, учитель, талантливый музыкант – самоучка, энтузиаст массовой музыкальной работы. Сразу же захватывает свежесть, искренность исполнения, поразительная чистота интонации хора. Нам показывают, как «опыт», маленькое, синтетическое действие /пение, декламация, пляска/ и в заключение – чествование бригадира – колхозника. Сопровождает пение и пляска одаренный слепой музыкант М. Шевнин, тонко чувствующий своеобразие характера чувашской музыки».

Решением жюри Второй Всечувашской олимпиады Мало-Маклашенскому хору было присуждено первое место с вручением баяна.

В 1936 году Мало-Маклашкинский хор был приглашен в Москву для принятия участия в радиопередачах через Всесоюзные радиостанции Коминтерна и ВЦСПС.

Летом этого же года хор выступил в Чебоксарах. Тарпромсоюз премирует всех участников хора /их было 37/ 12-дневной путевкой в Кувшинский Дом отдыха им. 12-летия Чувашии. Здесь артистами хора было дано 3 концерта для отдыхающих.

В 1936 – 1937гг. Анатолий Николаевич при Марпосадской Судоверфи организовал женский русско-чувашский хор. В 1937г. Горьковская комиссия вызывает этот хор на краевой смотр художественной самодеятельности. Выступление водников жюри признало вполне удовлетворительным и решило отправить самодеятельный коллектив в Москву на олимпиаду речников. Такая весть обрадовала всех участников хора. Они с удовольствием выехали в Москву, дали большой концерт, показали себя сильным, заслужили высокую оценку. Хору были вручены Почетная грамота и баян.

В 1937 и 1939 годах хор Мариинско-Посадской судоверфи и колхозный хор д. Малое Маклашкино участвовали в двух Всесоюзных смотрах художественной самодеятельности – в г.г.  Горьком и Москве. Им были вручены грамоты и ценные подарки. В 1938г. Мало-Маклашкинский хор снимали для киножурнала. Летом того же года в деревню приехал фотокорреспондент «Комсомольской правды», собрал нужные сведения о хоре, сделал несколько снимков, а бригада из Чебоксар засняла несколько видов исполнений хора для киножурнала. Участница хора Ф. Сафронова была сфотографирована в чувашском национальном наряде невесты.

В декабре 1938 года в Чебоксарах состоялась Чувашская республиканская олимпиада. Выступил здесь и Мало-Маклашкинский хор, который признан достойным для поездки в Москву в апреле 1939года. Эта поездка состоялась. На Всесоюзном смотре художественной самодеятельности системы промлессоюза вместе с украинскими коллегами поделили первое место. Выступление проходило в клубе «Рот-фронт». Коллектив вернулся на родину с Почетной грамотой и ценным подарком.

В 1940 году в Чебоксарах состоялась олимпиада народного творчества. В ней приняли участие два руководимых А.Н. Тогаевым хоровых коллектива: хор артели «Портной» и Мало-Маклашкинский хоровой коллектив промартели имени В.П. Чкалова. Хоровому коллективу артели «Портной» было присуждено I место.

Жюри олимпиады отметило: «По степени и мастерству исполнения хор должен быть отнесен к числу наших лучших и культурнейших хоровых коллективов республики. Хор, несмотря на незначительный состав, владеет очень разнообразными звуковыми красками и хорошо умеет придать особый характер каждой исполняемой песне». На той олимпиаде Мало-Маклашкинский хор занял II место.

Композиторы и музыкальные критики отметили необыкновенную чистоту и стройность звучания этих хоров, хорошую, четкую дикцию, прекрасное чувство ритма.

«Из всех хоров, что я послушала, мне понравился чувашский хор. Чувствуется непосредственность в исполнении. Он сумел донести до слушателя всю характерную особенность своих песен, увлекаясь песней, глубоко чувствуешь ее музыку и сюжет…» - писала о Мало-Маклашкинском хоре заслуженная артистка М. Гольдина.

В конце декабря 1940 года А.Н. Тогаев снова отправился в творческую командировку в Москву. Его принимают в состав членов союза композиторов, и выдают членский билет под №21.

 Летом 1941г. началась Великая Отечественная война. Мужчины хора один за другим уходили на фронт. Все участники хора были заняты напряженным трудом, работали под лозунгом: «Все для фронта, все для победы». Рядом с колхозниками колхоза «Красная Армия» руководитель хора трудился с утра до вечера. Продолжал заниматься и творческим трудом. В 1943-1944гг. им записано 39 чувашских народных песен разных районов ЧАССР. Все эти записи переданы в фонд научно-исследовательского института, а самому Анатолию Николаевичу в 1943 году выдан членский билет музфонда СССР.

Закончилась война.Бывшие участники хора попросили Анатолия Николаевича возобновить работу хора. Многие участники войны  –  бывшие хористы – не вернулись с фронта, поэтому в составе хора было совсем мало мужчин. Спевки начались в начале лета, а в середине лета 1945 года хор принял участие во второй съемке для киножурнала  «Красная площадь. Чебоксары». 

В 1947г. организуется хор при Мариинско-Посадском детском доме, которым руководит член Союза композиторов СССР А. Тогаев. По своему составу он был многочисленным, поэтому по истечении непродолжительного времени хор превратился в самостоятельный коллектив песни и пляски. Юные артисты выступали на сценах учреждений культуры города и у себя. В 1952г. хор принял участие в 1-ом республиканском смотре художественной самодеятельности детских домов, проходившем в г. Чебоксары и занял I место. С 1947 года лучший репертуар песен в исполнении этого коллектива дважды записывался на ленту. В этом же году Мало-Маклашкинский хор принял участие на общей записи чувашских песен и музыки. В исполнении коллектива записаны 3 песни А.Н. Тогаева: «На земле единственной», «В хороводе», «Работать по–стахановски».

В 1950г. хор артели «Портной», которым руководит А.Н. Тогаев, принимает участие в олимпиаде народного коллектива в честь 30-летия Чувашской автономии, а в 1952г. этот коллектив на смотре коллективов художественной самодеятельности системы «Промкооперация» занимает призовое место.

В 1951г. хор артели «Портной» и самодеятельный хоровой коллектив рабочих и служащих Мариинского Посада принимают участие в олимпиаде профсоюзных организаций и занимают призовые места.

В 1953 году сводный хор района и хор учителей района выступали на республиканском празднике песни и труда. Песни в исполнении хора учителей были записаны на пленку. Такой чести работники образования удостоились за мастерство исполнения.

Приближалось 70-летие со дня рождения Анатолия Николаевича. Его творческие достижения, многолетняя плодотворная работа по эстетическому воспитанию родного народа, большая общественная деятельность были высоко оценены народом и Правительством Чувашской Республики..

За плодотворную творческую деятельность и активное участие в общественной жизни республики в 1953 году А.Н. Тогаеву присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР. До этого он награждался неоднократно Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.

В 1954 году сводный хор Мало-Маклашкинский, объединивший коллективы колхоза «Красная Армия» и промартели им. Чкалова, успешно выступил на республиканском празднике песни и труда. Хоровому коллективу и руководителю хора были вручены Почетные грамоты.

В 1955г. хор Мариинско-Посадского Дома культуры успешно выступил на республиканском смотре коллективов художественной деятельности и заслуженно получил Почетную грамоту.

В 1959 году, когда Анатолию Николаевичу шел 76-й год, Мало-Маклашкинский – любимый хор А.Н. Тогаева, выступил на республиканском празднике песни и труда. После этого выступления А.Н. Тогаев, руководивший хоровыми коллективами около 60 лет, с чувством удовлетворения, отдав всю свою энергию и силы служению народу, ушел на заслуженный отдых. Но работу по музыкальному образованию и воспитанию продолжал дома, а дом его еще в начале 20-х годов превратился в «школу искусств».

Как композитор-песенник А.Н. Тогаев выдвинулся в начале 30-х годов. За годы своей творческой деятельности он написал более 100 сочинений. Созданные им песни отличаются глубиной содержания, проникновенной лирикой, ярким национальным колоритом. Песни композитора «Стахановский труд», «В хороводе», «Летнее утро», «Вечер на Волге», «Молодежная плясовая» и народные песни: «Ой, милый Чодикас», «Иван калать», «Чей, чей, чей чашки» и др. прочно вошли в репертуар самодеятельных и профессиональных хоровых коллективов.  Несмотря на преклонный возраст, он и в последние годы своей  жизни продолжал создавать новые музыкальные произведения.

За большие заслуги в развитии чувашской советской музыкальной культуры и в связи с 90-летием со дня рождения 23 апреля 1974 года Анатолий Николаевич Тогаев занесен в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР.

Сборники песен А.Н. Тогаева издавались в Чебоксарах и в Москве. В 1934г. в Москве выпущен сборник песен под названием «Три песни» /»Висе юра»/ на чувашском языке. Песни написаны для многоголосного и 2-голосного исполнения без сопровождения.

В 1964 году Чувашкнигоиздатом выпущены  сборники «Сирем юра», «Двадцать песен» на чувашском языке.

В 1976 году в Москве музиздатом выпущена книга – сборник песен «Хоры».

В 1984 году Чувашкнигоиздат выпустил еще один сборник песен «Юрасем».

В разные годы выпущены сборники «Чаваш юррисем» /Антология чувашских песен/, «Шкул юррисем» /школьные песни/.

В течение  60 лет работы с хорами, группами, одиночками было дано более 700 концертов в школах, на сценах клубов и Домов культуры, на фабриках и заводах, предприятиях, водных и железнодорожных станциях, пароходах, городах Чебоксары, Горький, Москва. Концерты хоровых коллективов под руководством А.Н. Тогаева слушали и смотрели десятки тысяч зрителей.

Некоторые песни, написанные и обработанные А.Н. Тогаевым, печатались на газетных страницах и праздничных листовках Чувашии и издавались в отдельных экземплярах  Московским книжным издательством.

В статье «Родной душе - родные звуки» С. Мочалов и Л. Иванов 40 с лишним лет тому назад писали: «Всю свою деятельность А.Н. Тогаев направляет на музыкальное воспитание широких народных масс, на внедрение в массы песен, помогающих «жить и строить». Огромные заслуги композитора и дирижера перед чувашским народом отмечены более ста печатными отзывами и характеристиками журналов и газет, многочисленными Почетными грамотами и наградами.

Решением бюро Мариинско-Посадского райкома КПСС и исполкома райсовета от 27 октября 1967 года в связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции А.Н. Тогаев занесен на Доску почета знатных людей Мариинско-Посадского района.

Умер А.Н. Тогаев 28 февраля 1976 года. Его прах покоится на Мариинско-Посадском кладбище.

Его нет с нами, но память о нем жива.

В 1992 году Мариинско-Посадской детской музыкальной школе присвоено имя А.Н. Тогаева. В школе введена традиция проведения одноименных ежегодных конкурсов юных музыкантов района. Некоторые его вещи  /в том числе и физгармония/, принадлежавшие композитору, стали экспонатами Мариинско-Посадского краеведческого музея.

Центральная улица в д. Малое Маклашкино названа именем А.Н. Тогаева.

 

Система управления контентом
429570, г.Мариинский Посад, ул.Николаева, д.47
Телефон: 8(83542) 2-19-35
Факс: 8(83542) 2-19-35
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика