Анатолий Николаевич Тогаев! Вся его жизнь и творческая и в сфере культуры, его многогранный талант и организаторские способности являются для нас примером служения народу, Отечеству. Все свои силы и энергию, знания в области музыкальной культуры отдал на благо процветания чувашского народа в неразрывной связи с русской культурой.
Мои молодые годы, начиная со школьной скамьи, тесно связаны с жизнью Анатолия Николаевича.
Я дожила до глубокой старости, а светлый образ Анатолия Николаевича все время стоит передо мной как самый яркий в моей жизни.
Не проходит и дня, чтоб не встречалась и не говорила с ним. Он придает мне творческое вдохновение.
Анатолий Николаевич у нас был учителем пения в Мариинско-Посадской средней школе №1, где я училась с 1929 по 1939гг. Кроме основной преподавательской деятельности он вел в школе хоровой кружок. Мы рады были, что в нашей школе этот кружок вел авторитетный и всеми уважаемый педагог. В общении с нами и учителями он был очень добр, а на уроках и занятиях кружка была строгая дисциплина в сочетании с добротой.
На спевках хорового кружка мы разучивали разные песни, автором которых был сам учитель. В первую очередь мы выступали у себя в школе, а потом на сцене Народного Дома культуры и других клубов. У нас была тесная связь с Кокшайской и Кокшамарскими школами Марийской АССР. В зимнее время, когда Волга покрывалась толстым слоем льда, мы пешком ходили в эти школы и давали концерты, а они в дорогу перед нами никогда не оставались – приходили к нам в Мариинский Посад.
После окончания средней школы я и мои одноклассники продолжали связь с Анатолием Николаевичем. Ходили в хоровой кружок при РДК. Там, как мне помнится, рядом со мной занимались Антонина Шипунова, Зина Пегова, Зоя Борзова, Таня Туманина, Костя Димитриев, Саша Смольников, Коля Чуксин и др.
В доме Тогаевых, куда мы ходили на спевки, никогда скучно не было. Целый день сюда приходили и уходили люди. Здесь мы готовили дуэты и социальные номера. Супруга Анатолия Николаевича Александра Васильевна была гостеприимной женщиной. Часто она организовывала чаепитие, приглашала нас за стол. У нее на столе всегда были сладости собственного приготовления. Ох, как мы любили все это и были довольны.
Александра Васильевна в школе преподавала математику.
Дом Тогаевых еще больше оживлялся, когда у них в доме появился Андрей Эшпай – племянник нашего учителя – высокий и симпатичный парень. Он учился в средней школе №1 и жил у дяди. Анатолий Николаевич его приютил и талант музыканта пробудил, играл на скрипке, пианино. После таких уроков Андрей научился на этих музыкальных инструментах и стал помощником своего дяди. Когда Андрей стал аккомпанировать на пианино, Анатолий Николаевич сразу почувствовал облегчение, засияли его глаза, и на лице появилась мягкая улыбка. До этого его дяде приходилось играть на скрипке и руководить на скрипке.
Андрей, молодой и начинающий концертмейстер, набирался сил и опыта, успевал учиться и участвовать в концертах. В доме Тогаевых Андрей Эшпай получил путевку в жизнь, изучил музыкальную грамоту, научился играть на музыкальных инструментах, получил навыки концертмейстера. Ему открылась дорога в консерваторию. После окончания консерватории начал писать сочинения разных жанров, стал всему миру известным и знаменитым композитором.
Во время Великой Отечественной войны в Мариинском Посаде действовал госпиталь. При райкоме комсомола по инициативе секретаря райкома комсомола П. Чугунова был организован хор. Под руководством А. Тогаева хористы выступали перед ранеными бойцами. В его составе выступали Ольга Хохлова, Рита Кудряшова, Мария Бардасова, Вера Михайлова и многие другие.
Девушки ухаживали за ранеными бойцами, успокаивали их, кормили, читали газеты, писали по их просьбе письма родным и знакомым, отправляли их по адресам.
К началу войны Анатолию Николаевичу было 57 лет. Мы удивлялись, как только он успевал. Преподавал пение в школе и руководил хоровым кружком, коллективами художественной самодеятельности промысловой артели «Портной», РДК и т.д. Часто уходил он на занятия, но Александра Васильевна на него не жаловалась.
Хор промартели «Портной» выступал у себя в зрительном зале, на сцене РДК, часто совершал поездки по деревням и селам района, республики и в соседнюю республику Марий Эл.
Хор РДК считался одним из лучших в Республике, выезжал в Чебоксары на республиканские праздники песни и труда, смотры, фестивали и олимпиады, занимал, как обычно, призовые места.
Выступления хора на Набережной Волги, на Красной площади города после парадов и демонстраций вошли в традицию. Слушать выступления хора приходили все. После исполнения каждой песни раздавались аплодисменты. Некоторые номера приходилось исполнять дважды. Особенно нравилась жителям города песня «Ой, милый, Чодикас!».
Жизнь тогда бурлила. Жить было весело и интересно.
Во дворе дома Тогаевых и сейчас стоит береза, посаженная нами. Свои ветви она склоняет к забору. Когда идешь по улице Советская, то замечаешь, что она выделяется своей красотой и величием, украшает дом Тогаевых и в настоящее время.
Я до сих пор помню тот день, когда сажали эту красавицу березу. Тогда часть наших хористов пришла на спевку. Вырыли яму, в яму вылили ведро воды, посадили в яму березу, бросили туда лопату грунта, утрамбовали. Мы были очень довольны тем, что сделали доброе дело. Потом пришли домой и рассказали об этом своим родителям. Они, конечно, похвалили нас.
Очень интересно ведет себя береза, особенно весной. Шелестит зелеными листьями и, как бы в знак благодарности, говорит мне: «Я помню Вас, Вы меня посадили!».
Не зря в городе появилось такое крылатое выражение «Тогаевская береза». Она стоит, растет и напоминает о нашем славном и любимом учителе с Большой буквы.
Проходящие мимо этого дома и кудрявой березы говорите добрые и хорошие слова в адрес нашего земляка и березы, которая символизирует вечность нашего знаменитого композитора.
Жить не мог он без музыки
Любимым музыкальным инструментом А.Н. Тогаева была скрипка. На ней научился играть еще в детстве. Играл он на ней и в домашнем оркестре. Какие поразительные и фантастические звуки издавала она своему хозяину! Она верно служила своему хозяину в течении всей его жизни. Уходил на репетиции того или иного хорового коллектива – брал ее с собой, выезжал на смотры, олимпиады и фестивали – брал ее с собой.
У Анатолия Николаевича была своя рабочая комната. В этой комнате скрипке было отведено особое место. Она была нужна ему и в ночное время. В любое время дня и ночи, когда хозяин был дома, в этой комнате раздавались чарующие звуки и мелодии. Вечером, проходящий мимо человек, мог подумать, что идет концерт. При сочинении своих песен Анатолий Николаевич пользовался и скрипкой, и физгармонией.
В спальне от пола до потолка стояли часы. И ночью, и днем за стеклом качался огромный маятник часов.
Композитор сочинил песни и поглядывал на часы. Это было в течении всей его жизни. Часы ходили и после смерти хозяина.
Память
Хор маклашкинский когда-то знаменитым был,
Он прославил Чувашию, поистине народным слыл.
Слушала его Россия, слушала Москва,
Слушал весь район – от мала до велика.
Анатолий Тогаев душу всю в него вложил,
Много чувашских, русских песен для него сложил.
Талант композитора и дирижера в себе сочетал,
С неразлучном другом – скрипкой хором управлял.
В войну и после войны трудно было,
Но хористы стойкость духа не теряли,
На труд и на подвиг народ вдохновляли.
Четверть века хор на сценах выступал,
И везде неизменно успех его сопровождал.
Часто выступал по приглашеньям
В селах, городах, республиках соседних.
Много лет прошло с тех пор,
Многие давно уже ушли из жизни.
Но пока песня на земле живет,
Слава о маклашкинском хоре не умрет.
Тогаевская березка
Березка милая моя,
С юных лет я люблю тебя.
Стройна, кудрява, весела
Стоишь нарядна как была.
Я часто подхожу к тебе,
Горя желанием страстным
В объятия заключить тебя
К стволу щекой прижаться.
В твоих раскидистых ветвях
И лучик раскидистых ветвях
И лучик солнца светит,
И капли утренней росы
Сверкают, точно жемчуг!
Я часто вспоминаю годы молодые,
С композитором Тогаевым в дружбе были,
Каждый день мы к нему приходили,
Посадить березку ему мы помогли.
Когда-то в годы молодые
С любимым здесь встречалась я,
И ты, кудрявая береза,
Все тайны наши берегла!
Прошли года, и мне казалось,
К любви возврата больше нет.
Людей, судьбою разлученных,
В давно минувшие года,
И вот, у нашей у березки
Недавно повстречались мы.
Забилось радостно сердечко,
Когда к груди прижал меня.
И снова ты, любимая березка,
Свидетелем свидания была,
Хотя судьбою разлученную
В давно минувшие года!