Мы подводим итоги социально-экономического развития Мариинско-Посадского района в 2016 году. Город Мариинский Посад, как районный центр, вносит значительный вклад в развитие всего района. Поэтому успехи, положительные и отрицательные тенденции в экономике и социальной сфере присущи как городу, так и всему району.
Бюджет городского поселения по доходам по итогам 2016 года исполнен в сумме 20 млн. 900 тыс. рублей, что составляет 101,1% к плановым показателям. По сравнению с 2015 годом поступление доходов увеличилось на 4,2 %. Причем доля поступивших собственных доходов составила 74,6%, что на 3,9% меньше, чем в 2015 году. Это снижение произошло за счет уменьшения поступления неналоговых доходов. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в 2016 году поступление неналоговых доходов уменьшилось на 1231,0 тыс. рублей или на 31,8%.
Основную часть в объеме налоговых доходов составляют налоги на доходы физических лиц - 42,4% и налоги на имущество (земельный налог) - 43,9%. По сравнению с 2015 годом наблюдается увеличение поступлений налога на доходы физических лиц на 2,9%, а поступление доходов на имущество уменьшилось на 3,3%.
За 2016 год расходная часть бюджета Мариинско-Посадского городскогопоселенияисполнена в сумме 19047,7 тыс. рублей, что составляет 90,6% к прогнозу на 2016 год. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года в отчетном периоде объем расходов уменьшился на 1681,4 тыс. рублей или на 8,1% (за 2015 год расходы исполнены в сумме 20729,1 тыс. рублей). Основная причина уменьшения расходов – ограничение операций по счетам городского поселения, которое возникло из-за образовавшейся задолженности перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» за поставленный газ.
По состоянию на 1 января 2017 г. бюджет Мариинско-Посадскогогородскогопоселенияисполнен с профицитом в сумме 1853,1 тыс. рублей (по итогам 2015 года дефицит составлял 899,7 тыс. рублей).
Итак, анализируя бюджет 2016 года, можно сделать следующие выводы:
Бюджет не позволяет городу эффективно развиваться. Тяжким бременем лежат на городе такие расходы, как уличное освещение (около 2 млн. рублей в год), вывоз ТБО в основном из частного сектора (около 1,5 млн. рублей в год). Одно только содержание дебаркадера обходится бюджету в 930 тыс. рублей в год. Кроме того, по решению судов администрация Мариинско-Посадского городского поселения привлечена к солидарной ответственности за образовавшуюся задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» за поставленный газ в сумме более 20 миллионов рублей.
Уменьшается неналоговая доходная часть бюджета.
Поэтому, необходимо, во-первых, оптимизировать расходы. Для этого повысить эффективность уличного освещения: с одной стороны, добиться полного освещения всех микрорайонов города, а с другой – поменять все лампы на энергосберегающие и светодиодные, дооснастить линии приборами учета. Для этого проработать возможность заключение энергосервисного контракта.
Необходимо решить вопрос с вывозом мусора из частного сектора. Для этого провести собрания жителей по улицам, выбрать старших, организовать заключение договоров со специализированными организациями.
В городе довольно большой муниципальный жилой фонд – 466 квартир. Бюджет несет бремя по его содержанию, платит взносы в фонд капитального ремонта. Необходимо вести работу по побуждению нанимателей приватизировать жилье. 12 жилых помещений пустуют (в основном 1 этаж дома №78 по ул. Лазо), состояние их таково, что граждане, состоящие в очереди на получение жилья, отказываются брать их.
Высвободившиеся от проведения данных мероприятий средства можно направить на ремонт дорог и мостов, благоустройство города и другие неотложные нужды.
Во-вторых, необходимо увеличивать налоговые доходы. По нашим подсчетам примерно 44% экономически активного населения города работает за его пределами, а значит НДФЛ поступает не в наш бюджет. Необходимо создавать новые рабочие места, развивать малый и средний бизнес.
Отдельно остановлюсь на ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве Мариинско-Посадского городского поселения, которое характеризуется, прежде всего, высокой степенью износа объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, требующих модернизации, реконструкции с учетом существующих требований по энергосбережению и энергоэффективности.
В городе в настоящее время организовано централизованное теплоснабжение жилых домов и общественных зданий от трех котельных – котельная «Советская», котельная «Коновалово», котельная с 4-мя котлами, по ул. Николаева, 93, бывшая котельная «Марпосадкабеля», установленной мощностью 44 Гкал/ч в горячей воде. Обслуживают объекты теплоснабжения ООО «Теплоэнерго» и ООО «Энергетическая компания «Котельная». Общая протяженность тепловых сетей составляет 19,3 км.
Одной из важных проблем, с которыми столкнулось муниципальное образование это необходимость организации эффективного сбора денежных средств за коммунальные услуги с жителей поселения. Связано это со многими факторами (демографическими, социальными), но прежде всего с эффективностью деятельности ресурсоснабжающих организаций ООО «Теплоэнерго», ООО «Источник». Просроченная задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» составила около 20 миллионов рублей, что привело к ограничению операций по счетам городского поселения. Администрация в целях ликвидации напряженности провела работу с ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» по реструктуризации задолженности по поставкам за газ, путем утверждения Плана мероприятий, так называемой Дорожной карты, в результате которой просроченная задолженность должна быть ликвидирована в течение финансового года.
С целью повышения надежности и эффективности теплоснабжения администрация Мариинско-Посадского городского поселения объявила конкурс на право заключения концессионного соглашения на объект теплоснабжения котельная с 4-мя котлами, по ул. Николаева, 93, бывшая котельная «Марпосадкабеля». Также в текущем году администрация городского поселения намерена передать в концессию оставшиеся объекты теплоснабжения. Это позволит снизить существующие муниципальные расходы на содержание объектов теплоснабжения, позволит осуществить новое строительство и реконструкцию источников теплоснабжения и тепловых сетей. Выходом из сложившейся ситуации мог бы быть также перевод некоторых многоквартирных домов на индивидуальное газовое отопление.
Неблагоприятна ситуация по объектам водоснабжения и водоотведения, эксплуатацию которых осуществляет ООО «Источник», который владеет объектами на праве аренды. Так протяженность водопроводных сетей в городе – 41,0 км, протяженность сетей водоотведения - 15,3 км. Практически все сети имеют высокую степень износа, что ведет к существенным потерям воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке, к росту аварий на сетях водоснабжения и водоотведения. Рост задолженности перед энергоснабжающими организациями (более 3 млн. рублей), отсутствие должного контроля за сбором платежей за поставленные ресурсы, отсутствие разработанной производственной и инвестиционной программы у эксплуатанта представляет необходимым муниципальному образованию организовать передачу объектов на праве концессии на долгосрочный период добросовестному инвестору. В данное время администрацией города при содействии министерств и ведомств республики ведется подготовка документов для проведения конкурса на право заключения договора концессии по объектам водоснабжения и водоотведения.
У города много проблем. И все эти проблемы присущи городу как монопрофильному образованию.
Как вам известно, г. Мариинский Посад попал в список моногородов Российской Федерации, включающий на данный момент 319 муниципальных образований. В июле 2016 года Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте Российской Федерации включил модернизацию моногородов в число 11 национальных проектов. Главные задачи проекта: диверсифицировать экономику моногородов; создать условия для привлечения инвестиций и развития бизнеса; создать новые рабочие места; сделать моногорода комфортными для жизни.
Немногим более 100 лет назад Мариинский Посад был одним из самых экономически развитых городов Поволжья. Сегодня в городе проживает 8733 человек. Он относительно удален от ближайших транспортных узлов и магистралей.
Экономику города определяло градообразующее предприятие - Спиртовой завод «Марпосадский». В 2010 году на заводе работали 165 человек, отчисления в бюджеты всех уровней составляли 305 млн. рублей. Помимо этого, в городе работали такие крупные предприятия, как опытно-экспериментальный завод «Проммеханизация» (на базе судоверфи), Марпосадкабель, основанный в 1984 году. На сегодняшний день работает завод АО «Марпосадский кабель» (158 рабочих мест).
Доля экономически активного населения составляет 56,3%, доля безработных в нем – 5%.
В городе сохраняется сложная демографическая ситуация: смертность превышает рождаемость (смертность – 114, рождаемость – 84), снижение численности населения за счет миграционной убыли. Уезжают молодые и наиболее квалифицированные кадры из-за сокращения рабочих мест и низкого уровня заработной платы. Средний уровень заработной платы в Мариинском Посаде на 20% ниже, чем по региону.
Наблюдается маятниковая миграция, которая составляет 44% от экономически активного населения. Люди ездят на работу в столицу, г. Новочебоксарск, соседние районы. Это приводит к снижению качества человеческого капитала. Наблюдаются такие негативные тенденции, как нехватка кадров в здравоохранении, старение кадров в образовании.
Ко всему этому прибавляются инфраструктурные проблемы: критический износ объектов и сетей инженерной и коммунальной инфраструктуры. Все это отрицательно сказывается на социальном самочувствии горожан.
Городская среда не была ориентирована на население города и молодежь в частности. В городе мало мест для активной части населения и молодежи.
Что может привлечь инвесторов в город? Свободные промышленные площади с инфраструктурой, конструктивное взаимодействие с правоохранительными и надзорными органами, свободный жилой фонд. Имеются учреждения среднего профессионального образования с собственной производственной и учебной базой, способной быстро подстроиться под запросы бизнеса. Созданы точки притяжения для населения и молодежи: создан Центр инновационного творчества детей и молодежи и началась его активная работа, работает физкультурно-спортивный комплекс, открыт недавно современный 3D-кинотеатр. В городе в целом спокойная обстановка, довольно активная общественность, хорошая социальная база.
К слабым сторонам относится маятниковая миграция. Существует комплекс проблем: нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень заработной платы, высокая стоимость жизни в городе. К тому же имеется относительная удаленность от транспортных и газовых магистралей, что для развития бизнеса имеет немаловажное значение.
Внешние возможности: город является комфортным местом для проживания для жителей агломерации, реализуется проект предоставления земельных участков многодетным семьям г. Новочебоксарск.
Территория города также является привлекательной рекреационной зоной и зоной развития внутреннего туризма. В 2014 году туристический маршрут в Мариинском Посаде был признан самым лучшим туристическим маршрутом в малом городе Поволжья.
К угрозам для предприятий города относятся конкуренция с аналогичными предприятиями близлежащих городов, конкуренция между муниципальными районами за инвесторами.
Ключевым вызовом для города является оформившаяся агломерация – г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, Чебоксарский район, население которого составляет более половины населения республики. Будущее Мариинского Посада зависит от того, как он выстроит свои взаимоотношения с агломерацией: будет ли он играть свою роль или продолжит деградировать.
Для этого создана управленческая команда, в состав которой вошли представители региональной и муниципальной власти, бизнеса, предприятий, реализующих инвестиционные программы на территории города. Управленческая команда будет разрабатывать комплексную программу развития города в контексте агломерации. В ее основу лягут следующие направления: развитие городской среды (5 шагов благоустройства); модернизация коммунальной инфраструктуры; разработка проекта и создание рекреационного комплекса; доработка бренда города и его продвижение; разработка подпрограммы развития малого и среднего бизнеса.
Провести все эти изменения невозможно без активного участия горожан. Жители города сами должны определить, что должно измениться в нем, какова должна быть городская среда. По инициативе администрации города объявлен конкурс сочинений среди школьников «Каким вы видите будущее города?» с целью вовлечения в этот процесс не только детей, но и родителей. 2 марта в городе пройдет форсайт для представителей бизнес сообщества города с участием 1-го заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики М.В. Иванова. Общественное обсуждение данного вопроса будет происходить и на традиционных встречах с населением в марте этого года, а также в рамках круглого стола лидеров общественного мнения.
Кроме того, на сайте моногорода.рф для жителей города существует возможность оставить свое мнение и предложить свои идеи по благоустройству города, принять самое активное участие в программе «Пять шагов благоустройства». В данный момент на этом сайте идет голосование «Определи центральную улицу своего города предложи идею по ее улучшению». Уважаемые участники совещания, не упустите возможность принять участие в улучшении городской среды, примите участие в голосовании.
При въезде в город Мариинский Посад установлен девиз города «Необиженно жить», который может стать брендом города. Для меня, и, думаю, для большинства горожан, это значит жить достойно, любить свой город и гордиться им. Только объединив усилия власти, жителей города, бизнеса мы можем этого добиться.