В эту программу включена серия так называемых тренировочных игр. Они развивают сноровку и внимание, ловкость и находчивость – качества нужные любому человеку, а космонавту – особенно.
Центрифуга
Для обеих команд ставят два вращающихся стула. Перед стульями на полу две узкие доски, за ними турник или брусья, а дальше два щита, на которых в беспорядке изображены цифры от одного до тридцати, здесь же на шнурке висят указка.
Задание: первые номера совершают обороты на стульях, затем не мешкая бегут по доске, пять раз подтягиваются на брусьях и спешат к стендам. Там они, взяв в руки указку, громко и по порядку называют цифры. За правильностью ответов следят помощники ведущих. Вернувшись к команде, первые номера хлопают по плечу следующих игроков, и те повторяют задание. Самая быстрая и ловкая команда получает вымпел и ставит его на свою стойку.
Недостающая деталь
Всем известно, какие фантастические картины создает наш замечательный космонавт Леонов. Некоторым космонавтам тоже приходилось рисовать во время полета на космическом корабле. Попробуем свои силы и мы.
На конкурс космонавтов-художников приглашаются по одному участнику от каждой команды.
— Представьте себе,— говорит ведущий,— что перед вами картина, на которой, как вас уверяют, что-то недорисовано. Вам показывают другие картины — опять та же история: в каждой не хватает какой-то существенной детали. Соревнующиеся должны быстро дополнить сюжет картины, проявляя при этом максимум воображения, наблюдательности и, конечно, художественного вкуса.
Чья ракета быстрее
Это соревнование еще называется летающие колпачки только у нас вместо склеенных из бумаги колпачков две бумажные ракеты, нанизанные на прочные нити. Нити натянуты на высоте 1,5 метра. Если дуть равномерно в колпачок-ракету, то она заскользит по натянутой нити. В соревновании могут участвовать столько человек, сколько нитей вы сможете протянуть. Это как бы разрядка, веселая переменка для юных космонавтов. Впереди у них — задания посложней.
Итак, ракеты выстроены в ряд. Ведущий считает: «Четыре, три, два, один. Старт!» Чья ракета быстрее достигнет цели?
Невесомость
Ну, конечно, в настоящей невесомости вам побывать пока не удастся. А в придуманной — можно. Как же создать невесомость в спортивном зале? Предложите соревнующимся влезть по канату совсем невысоко и затем дайте им в левую руку (правой они держатся за канат) мячик. Сколько раз, раскачиваясь на канате, они смогут подбросить и поймать мячик левой рукой?
Монтажники
В космосе найдется работа и для умелых рук. Космонавты ведут сварку, монтаж, выполняют другие работы. Нашим командам предстоит смонтировать из деталей конструктора модель робота или ракеты, изображенных на чертеже или уже выполненных из тех же деталей. Можно придумать еще несколько моделей для этого состязания. Жюри оценит быстроту и прочность работы.
Цветы в космосе
Командам выдаются цветная бумага, проволока и цветочный горшок. Нужно вырастить цветы в космосе за 5 минут. Кто больше сделает красивых цветов и посадит их в горшок?
Космические адреса
Следующее задание посерьезнее. Соревнуются космические экипажи. Помощники устанавливают на стенде «планетарий». Это щит с рейками, на которые набиты гвоздики для табличек. Табличек две пачки, по двенадцать штук в каждой. Взяв одну пачку, ведущий говорит: «Как видите, здесь названы самые яркие звезды — Вега, Арктур, Капелла, Альдебаран, Денеб, Поллукс, Антарес, Альтаир, Спика, Регул. Космонавт должен знать небо так же хорошо, как родную Землю. Дается задание штурманам экипажей: указать адрес каждой звезды, то есть назвать созвездие, где она находится
Штурманы получают по шесть табличек, их нужно развесить напротив названий звезд. Таблички подобраны таким образом, чтоб одной команде достались адреса первых шести звезд, а другой остальные. Команда может помогать штурманам в этом соревновании.
Названия созвездий-адресов: Лира, Лебедь, Скорпион, Орел, Орион, Большой Пес, Лев, Волопас, Близнецы, Дева, Возничий, Телец.
Большая и малая медведица
По одному человеку от команды выходят к стенду. На нем два чертежа: взаимное расположение созвездий Большой и Малой Медведицы в разное время ночи.
«Перед вами часть звездного неба,— говорит ведущий.— На левом и на правом рисунках изображены созвездия, которые вы не раз видели. Один рисунок сделан поздним вечером, другой — ближе к рассвету. Но вот что установлено: один из чертежей правильный, а в другом допущена неточность, весьма заметная для глаза. По пробуйте найти ошибку и объяснить ее. Тот, кто раньше ответит, заработает очко своей команде.
Кольца Сатурна
Теперь — снова разминка. Обычный глобус можно на время превратить в планету Сатурн, раскрасить его и укрепить на нем неподвижное кольцо. Из плотного картона вырезаются и раскрашиваются десять колец такого диаметра, чтобы они свободно набрасывались на макет Сатурна. Игроки набрасывают кольца по очереди с рас стояния 3—4 метра.
Одеть космонавта
На двух фанерных щитах изображена фигура космонавта. Но он без космического костюма, в обычной тренировочной форме. Его нужно срочно одеть к полету. Каким образом? В щит с рисунком вбиты маленькие гвоздики, на каждый гвоздик надевается квадрат, на котором нарисовала деталь костюма. Если квадратики повесить правильно, космонавт будет готов к полету. Играть могут два человека или две команды (тогда они вешают квадратики по очереди).
Кресло космонавта
Итак, космонавт одет и готов к полету. Он садится в кресло космонавта. У нас это кресло заменит стул. Каждый участник садится на свой стул и старается собрать (по команде) расположенные вокруг стула 10 предметов, не покидая его. Расстояние до предметов около полутора метров. Предметы собраны, помощники быстро расставляют их для следующего игрока. Чья команда быстрее справится с заданием.
Срочная инвентаризация
К вам на космическую станцию прибыл грузовой корабль. Он полов самых различных предметов. Нужно быстро разобраться в этом космическом багаже и найти ему место. Ведущий приглашает четырех участников (по два от команды) к столу, накрытому газетой. «Прошу вас внимательно осмотреть все предметы, прибывшие на корабль с Земли,— говорит ведущий, поднимая газету.— На осмотр дается одна минута. Затем ведущий закрывает предметы газетой и предлагает за три минуты составить их список на листе бумаги.
Чтобы выиграть состязание, нужно иметь перевес в списке хотя бы на один предмет. Но проигравшие могу вернуть себе очко, если потом остроумно определят назначение того или иного предмета на космическом корабле. Здесь уже все зависит от вашего чувства юмора.
Викторина для юных космонавтов
Распределите сами вопросы, которые ведущие будут задавать командам и болельщикам, чтобы заполнить паузы (они могут возникнуть во время перестановок очередного реквизита или выполнения командами сложного задания, требующего определенного времени).
1. Кто из ученых нашей страны явился основоположником космонавтики?
2. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы Советского Союза в освоении космоса.
3. Какая дата стала началом космической эры человечества?
4. К какому событию приурочено празднование дня космонавтики?
5. На какую дальнюю планету Солнечной системы впервые были доставлены вымпелы нашей страны?
6. Может ли на Луне работать барометр-анероид?
7. Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса?
8. Сколько времени будет гореть спичка на Луне?
9. Можно ли на поверхности планеты Венера ориентироваться по Солнцу и звездам?
10. Космонавт, находясь на Марсе, рассматривает звездное небо. Изменится ли рисунок созвездий, знакомый космонавту по наблюдениям с Земли? Что он может увидеть еще?
II. Можно ли вывести искусственный спутник Земли на такую орбиту, чтобы он навис над какой-нибудь точкой земной поверхности?
12. Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели, эспандер?
13. В чем заключается разница между метеором и метеоритом?
14. Когда мы ближе к Солнцу, зимой или летом?
15. Назовите хотя бы -пять персонажей из научно фантастических произведений об освоении космоса.
16. Какое отношение имеет первая космическая скорость к искусственным спутникам Земли, а вторая — к межпланетным полетам? Какой скорости нужно достигнуть, чтобы полететь к другим звездным мирам?
17. В архивах царской охранки уже после Октября была обнаружена схема реактивного летательного аппарата, разработанная в 1881 году революционером-народовольцем и изобретателем за несколько дней до казни. Кто этот революционер?
18. Какую скорость нужно преодолеть ракете, чтобы стать спутником Солнца?
ОТВЕТЫ НА ВИКТОРИНУ
1. К. Э. Циолковский.
2. Академик С. П. Королев.
3. 4 октября 1957 года. В этот день в СССР был вы веден на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.
4. день космонавтики в нашей стране, как и Международный день космонавтики, отмечается 12 апреля, а день первого космического рейса Юрия Гагарина.
5. На планету Венера 1 марта 1966 года станция .Венера-3. доставила вымпел Советского Союза.
6. Этот прибор на Луне действовать не будет, так как на ее поверхности нет атмосферы.
7. Нельзя, так как у Луны отсутствует магнитное поле.
8. Вспыхнет лишь головка спички, которая содержит в своем составе кислород.
9. Нельзя. Небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков.
10. Рисунок созвездий практически не изменится, так как расстояние между Землей и Марсом ничтожно мало по сравнению с расстоянием до звезд. А еще космонавт может увидеть нашу Землю.
11. Можно. для этого необходимо вывести спутник на круговую орбиту, лежащую в плоскости экватора, и сообщить ему скорость в направлении вращения Земли. На определенной высоте (около 40 тысяч км) угловая скорость вращения спутника совпадет с угловой скоростью вращения Земли вокруг оси. Лежащая на такой высоте круговая экваториальная орбита называется стационар ной.
12. Гантели в условиях невесомости использовать не- целесообразно, так как вес они потеряют, а их масса мала. Эспандер же можно использовать с успехом и в невесомости — ведь физические усилия приходится применять при растяжении его пружин.
13. Метеор — атмосферное явление (сгорание космических частиц в воздухе). Метеорит — небесный камень, упавший на Землю.
14. Зимой Земля находится а перигелии, то есть в ближайшей к Солнцу точке своей орбиты.
15. Можно назвать такие имена: Мишель Ардан и мистер Варбикен из романа Ж. Верна «Из пушки на Луну», Кейвер — из романа Г. Уэллса «Первые люди на Луне», Лось, Гусев — герои романа А. Толстого «Аэлита», Эрг Ноор из романа И. Ефремова «Туманность Андромеды» и других.
16. Первая космическая скорость — 7,9 километра а секунду, вторая — 11,2 километра в секунду, третья — 16,7 километра в секунду. Первая космическая скорость дала возможность запуска искусственных спутников Земли, вторая — обеспечила межпланетные полеты. Чтобы вырваться из сферы притяжения Земли и Солнца, то есть вылететь за пределы Солнечной системы, нужно достичь третьей космической скорости.
17. Н. И. Кибальчич.
18. Вторую космическую скорость — 11,2 км в секунду.