Российское образование, образовательные системы многих субъектов Российской Федерации, в том числе и Чувашской Республики, пережили тяжелейший период 90-х годов прошлого столетия, - низкая заработная плата, которую постоянно задерживали, нефинансирование учебно-материальной базы – в этих условиях трудно было призывать учителей к творческому, самоотверженному труду.
Но, к счастью, все это в прошлом. Благодаря политике нашего Президента Н.В.Федорова ситуация в системе образования в Чувашской Республике и Мариинско-Посадском районе стабилизировалась. Своевременно выплачивается заработная плата, часть бюджетных средств направляется не только на текущее финансирование, но и на развитие образовательных учреждений. И деятельность системы образования района направлена на решение таких задач, как доступность, качество, эффективность образования, - определенных Концепцией модернизации образования на период до 2010 года.
Для этого создана сеть базовых образовательных учреждений – Гимназия №1, Шоршелская СОШ, Эльбарусовская, Перво-Чурашевская, Приволжская школы. Школаи и директорам предоставляется сегодня все больше и больше самостоятельности, за нами остается право определять пути развития школы, решать, что надо делать, чтобы улучшить качество образования. Гражданская позиция современного директора – вызвать активность и инициативу коллектива, в полной мере использовать их потенциал, создать условия для творчества. Во всех школах учебный процесс организован на основе индивидуальных учебных планов, куда включены такие предметы, как педагогика, психология, экология, валеология, мировая художественная культура, риторика. У нас в Гимназии организованы специальные курсы по различным предметам, которые ведут как учителя, так и преподаватели ЧГУ.
В ходе реализации международного проекта «Информационная система учебного книгоиздания, программы информатизации образования» школы оснащены компьютерами, 8 из 13 средних школ подключены к сети Интернет (5 школ не подключены аз=за плохой связи(. Но установка в школьном кабинете компьютера и подключение его к Интернету – не завершение компьютеризации, а лишь ее начало, начало системной перестройки всей технологии обучения. Нам нужно учиться использовать компьютер как источник информации и как тренажер, репетитор, учиться моделировать определенные учебные ситуации. Ученики сегодня – за компьютеризацию образования, так как понимают, что их будущее связанно с информационным обществом.
В ходе реализации Президентской программы «Школьный автобус» в 2002 году получили 4 автобуса: Шоршелская, Эльбарусовская, Октябрьская, Приволжская школы. В 2003 году Президентом ЧР Николаем Васильевичем Федоровым вручены автобусы Перво-Чурашевской школе и Гимназии №1.
Имея в школе автобус, мы можем использовать его для экскурсий не только по республике, но и за ее пределы. Об этом, кстати, сказал Президент нашей республики, вручая ключи от автобуса. Экскурсии – это одна из форм воспитательной работы, во время которой наши дети знакомятся с культурой и историей другого региона. В октябре наши учащиеся побывали в Пушкинском музее-усадьбе в Болдино Нижегородской области. Ребята этой экскурсией были очень довольны, ведь они соприкоснулись с миром, в котором в 19 веке жил и творил А.С.Пушкин.
С целью оптимизации сети школ в районе выполняется программа реструктуризации сети сельских школ. Сеть общеобразовательных учреждений по сравнению с 2000 годом уменьшилась в результате реорганизации основных школ в филиалы (Арзаматовская ООШ – в филиал Шоршелской СОШ, Аксаринской начальной школы-сада – в филиал Сятракасинской СОШ) и закрытия Дубовской ООШ. Одной из причин является фактическое уменьшение количества учащихся на селе, сокращение количества детей наблюдается так же и в городских школах..
С 2001 учебного года Чувашская Республика участвует в эксперименте по единому государственному экзамену, ЕГЭ был задуман как форма, совмещающая процедуру государственной итоговой аттестации и вступительные экзамены в вузы. Анализ результатов проведения эксперимента у нас в районе в 2001-2003 годах показал, что растет число поступивших в ВУЗы.
В 2000-2001 году поступили в ВУЗы – 46,6% - сдавали обязательный экзамен – математику.
В 2001-2002 году поступили – 35,6% - сдавали математику и другие экзамены по выбору.
В 2002-2003 учебном году поступили – 53% .
Сравнительный анализ результатов показывает, что результаты ЕГЭ в районе в целом ниже показателей по республике. Хотя и в районе есть высокие баллы: выше 90- Шоршелы, Гимназия. И в этом направлении педагогические коллективы улучшают свою работу по подготовке к ЕГЭ.
На базе нашей гимназии в 2000 году открыто представительство ЧГУ. Заключен договор о сотрудничестве между главой администрации А.Т.Юдиным и ректром ЧГУ академиком Л.П.Кураковым. Совместная деятельность учителей и преподавателей ВУЗа направлена на отработку знаний, умений, навыков конкретного профиля. В гимназии для этого созданы классы естественного технического и гуманитарного направления. Такая совместная работа помогает создавать условия для усиленного поступления в ВУЗы. Если раньше поступаемость в ЧГУ у нас в Гимназии была 3-5 человек, то с 2000 года поступают в среднем по 22 выпускника.
Конечно, материально- техническое состояние образовательных учреждений нужно совершенствовать – здания, кровлю, отопительные системы, их газификация.
В связи с этим в районном отделе образования разрабатывается программа по ремонту образовательных учреждений, улучшению учебно-материальной базы. И эта программа будет выполнена, поскольку она находит поддержку не только узкого круга заинтересованных лиц, но и всего общества.