Творчество – это специальная деятельность человека, в процессе которого он осваивает и перерабатывает опыт своеобразным путем, строит себя как личность. Результат творчества – это всегда что - то новое, оригинальное, уникальное.
Детское творчество, отмечает Флерина, понимается как сознательное отражение ребенком окружающей действительности, построенного на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картину, музыку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно отражает увиденное, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому. Отечественные ученые отмечают, что основным побудителем детского творчества является стремление ребенка к деятельному познанию окружающего и к его активному творческому отображению. В творчестве детей важно не столько продукт, сколько сам процесс деятельности. Для развития детского творчества необходимы условия – это организация интересной, содержательной, богатой впечатлениями жизни ребенка, приобщение к высоким образцам изобразительного искусства.
Для этого есть много разнообразных способов и приемов. Чтобы активизировать у детей желание творить, мы использовали в своей работе Музейную педагогику.
Город у нас небольшой, но у него большое историческое прошлое от купеческого села до жемчужины Чувашии, потому что он расположен в живописном месте на берегу реки Волга. И нынче празднует свой 150 летний юбилей. А вот возможностей посещать музеи и галереи мало. Но мы в свою очередь постарались создать в детском саду возможность соприкоснуться детям с прекрасным. Это организация мини – музея в группе, созданного воспитателями и родителями, включающего поэтапную работу:
1 этап – выявление значимости тематики выставки для творческого развития детей;
2 этап – организация выставки. Сотрудничество с родителями и их активная роль в этом процессе позволяет разнообразить мини – музей, сплотить и разделить интересы детей, объединить одной идеей творчества в создании прекрасного вокруг детей;
3 этап – презентация – «День музея». Экспонаты в мини – музее доступны непосредственному восприятию детей. У детей формируется способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не ограничивается одним днем, и дети могут самостоятельно познакомиться с понравившимися экспонатами и пригласить детей из других групп;
4 этап - занятия по закреплению впечатлений от увиденного. На них дети выражают свое эмоциональное отношение: рисуют, лепят, делают поделки;
5 этап – обсуждение тематики новой выставки;
В мини - музеях любят работать и дети, и педагоги, и родители. Вместе обсуждали тематику предстоящих экспозиций, активно собирали экспонаты. Совместно с детьми и родителями мы создали такие выставки: «Золотая хохлома», «Матрешка», «Волшебные шкатулки», «Коллекция кукол», «Выставка кошек», «Выставка собак», «Мамы рукодельницы», «Национальные куклы».
Очень красивые и нарядные, хранящие тепло дерева и человеческих рук, изделия хохломских мастеров собрали на выставку «Золотая хохлома». По золоту фона затейливой змейкой орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка!
У наших матрешек разноцветные одежки. Поиграли, порезвились и одна в одну сложились: Семеновские, Полхов – Майдановские, Загорские, персонажи мультфильмов, чувашские матрешки стали гостями на нашей выставке «Матрешки».
Разнообразие шкатулок на выставке «Волшебные шкатулки» поразило всех. Здесь и деревянные резные, и с сюрпризами, и из соломки, пластмассовые, фарфоровые, и картонные и музыкальные – на любой вкус.
«Коллекция кукол» состояла из разнообразных кукол, здесь и промышленные, сделанные на фабриках; и куклы, которыми в старину играли дети, - матрешки тряпичные, соломенные и глиняные расписные; были и куклы – сувениры.
Год собаки начали с «Выставки собак». На выставке каждый мог похвастаться своим четвероногим другом: и колли, и терьеры, и лайки, а, сколько далматинцев, попробуй, сосчитай.
Аналогично проходила «Выставка кошек». Мохнатые и гладкошерстные, резиновые и фарфоровые, большие и маленькие посетили нашу выставку.
Для обогащения опыта родителям предлагали познакомиться с материалом в рубрике «Интересно». Им предлагали следующие темы: «Дымковская игрушка», «Матрешка», «Кукла», «Хохлома». Этот материал предлагался родителям параллельно с выставкой детских работ. Родителей призывали бережно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Пространственно – предметное окружение влияет на формирование личности и возможностей для его творческого развития. Давая ребенку определенные знания, представления и возможность соприкоснуться с искусством в повседневной жизни, побуждаем его к деятельности и творческому применению знаний и умений, формируем национальное самосознание, развиваем любознательность, художественное восприятие, приобщаем к миру искусства через социокультурную среду мини – музея.
Кошкина Лариса Валерьевна
воспитатель МДОУ детский сад «Рябинка»
г. Мариинский Посад Чувашской Республики