Галкин Петр Васильевич.
Почти тридцать восемь лет своей жизни П. В. Галкин посвятил службе в Военно-Морском Флоте. «Глыба таланта и человеческой мудрости», — так лаконично охарактеризовал его лауреат Государственной премии СССР, кандидат военно-морских наук контр-адмирал Н. И. Трухнин.
Петр Васильевич родился 26 июня 1917 года в деревне Новинская (с 1966 г. включена в городскую черту Мариинского Посада) в крестьянской семье. Рано лишился отца, к труду приобщился с малолетства. Детство его прошло на берегу Волги, и он нередко любовался судами, идущими по реке. Рос крепышом, учился старательно. В 1931 году окончил школу второй ступени. Подростком работал в Новинском колхозе, носившем имя Сталина. Потом плавал кочегаром на пароходе «Кооператор» Средне-Волжского пароходства, трудился на бондарном заводе, находившемся на окраине родной деревни.
Получив крепкую трудовую закалку, в 1934 году по комсомольской путевке Петр Галкин поехал в Ленинград и поступил в Военно-морское училище связи имени Г. К. Орджоникидзе, которое размещалось в бывших Екатерингофских флотских казармах.
Нелегкими были курсантские будни, приходилось выкладываться сполна. Большое внимание уделялось изучению специальности. Прохождение практики на кораблях, участие в морских походах, порою весьма изнурительных, способствовали формированию у курсантов профессиональных и командирских качеств, воспитывали чувства боевого товарищества, взаимной выручки и флотской дружбы. А на трудности не принято было жаловаться. В училище Петр получил из Новинской печальную весть о кончине матери, Анны Григорьевны.
В 1938 году, по окончании учебы, лейтенант П. Галкин был направлен на Северный флот помощником флагманского связиста бригады подводных лодок, которая базировалась в Екатерининской гавани.
Непростое это было время. Известный подводник Герой Советского Союза контр-адмирал И. А. Колышкин с горечью отмечал: «Мне вспоминаются давяще унылые дни 38-го года. На флоте свирепствовала «врагомания». Шли аресты. Из наших рядов исчезали командиры, политические руководители, специалисты. Порой и тот, кто сам «разоблачал врагов», оказывался арестованным...»
Несмотря на трудности, североморцы настойчиво осваивали суровый морской театр. Памятным было участие весной 1939 года группы подводных лодок в обеспечении радиосвязи с самолетом известного советского летчика В. К. Коккинаки, совершавшего перелет из Москвы через Северную Атлантику в США. При выполнении этого задания в очень сложных метеорологических условиях подводники поднимались в высокие широты.
В бригаде тогда основную силу составляли подводные лодки типа «Щ» («щуки») и типа «М» («малютки»), не располагавшие совершенными средствами радиосвязи. Галкину приходилось решать немало вопросов, связанных с улучшением организации связи и боевой подготовки личного состава. У моряков он пользовался заслуженным авторитетом. В июне 1939 года его приняли в члены ВКП(б).
Флот пополнялся новыми кораблями, оснащенными более добротной радиоаппаратурой. Ожидались лодки типа «К», или, как их ласково называли подводники, «катюши», обладавшие завидной мореходностью и большой автономностью.
На кораблях и на берегу быстрыми темпами внедрялась новая техника связи, и руководители служб и их помощники пополняли свои знания в военно-морских учебных заведениях. П. В. Галкина направили в Высшие специальные классы командного состава. После их окончания в октябре 1940 года он возвратился на прежнее место службы в главную базу Северного флота — г. Полярный, где получил назначение на должность флагманского связиста бригады подводных лодок. Круг его обязанностей расширился, прибавилось ответственности.
В годы Великой Отечественной войны Петр Васильевич служил начальником радиослужбы, офицером по зрительной связи военно-морской базы, заместителем начальника отдела связи Беломорской военной флотилии и на других должностях. С созданием в марте 1944 года для обеспечения движения наших конвоев в Арктике Карской военно-морской базы связь в ней было поручено возглавить Галкину. По этому поводу вице-адмирал в отставке Г. Г. Толстолуцкий в своей книге «В эфире над морями и океанами» пишет: «4 июля из Белого моря на Диксон вышел конвой «БД-1» в составе ледокола «И. Сталин» и двух крупных транспортов в сопровождении лидера «Баку», эсминцев «Урицкий», «Гремящий» и пяти тральщиков. Руководил конвоем командующий Беломорской флотилией вице-адмирал С. Г. Кучеров. На судах шла первая группа связистов, которую возглавил капитан-лейтенант П. В. Галкин, назначенный начальником связи Карской ВМБ. Конвой благополучно достиг пункта назначения. Вскоре Галкин доложил об открытии радиовахт». За этими строками видны и высокое мастерство связистов, и умелое руководство нашего земляка их действиями.
Вскоре Петру Васильевичу было присвоено очередное воинское звание капитана 3-го ранга. В его оперативном подчинении находилось более двадцати полярных станций Главсевморпути, выполнявших роль постов наблюдения. Частые туманы, снежные «заряды», магнитные бури и, конечно же, полярная ночь, длившаяся до полугода, отрицательно влияли на качество наблюдения. Но и в тяжелых условиях Заполярья связисты самоотверженно выполняли свои нелегкие обязанности, чем способствовали успешному проведению операций в этой обширной зоне.
Во время Великой Отечественной войны Северный флот с честью выполнил свой высокий долг перед Родиной. В победе над врагом есть вклад и флотского офицера-связиста П. В. Галкина.
В послевоенные годы Петр Васильевич находился на руководящих должностях в частях и учреждениях связи, в том числе в центральном аппарате Военно-Морского Флота. С 1956 по 1962 год он был начальником отдела связи (с марта 1961 г. — связи и наблюдения) Северного флота. Это очень ответственная и беспокойная должность, и можно уверенно сказать, что с нею капитан 1-го ранта Галкин справлялся успешно. Он избирался депутатом Североморского городского Совета, 25 мая 1959 года постановлением Совета Министров СССР ему было присвоено воинское звание - контр-адмирал.
Позже Петр Васильевич служил в Москве в должности начальника центрального узла связи Главного штаба ВМФ. И здесь всего себя отдавал порученному делу. В апреле—мае 1970 года, во время проведения маневров «Океан», служба связи подверглась всесторонней проверке. Флотские связисты выдержали этот трудный экзамен — качественно обеспечили непрерывное управление разнородными силами на всех этапах маневров. Контр-адмиралом Галкиным и его подчиненными были проявлены свои лучшие качества.
Думается, что Петр Васильевич по праву мог гордиться тем, что избрал делом своей жизни связь и сделал все от него зависящее для ее совершенствования.
За безупречную службу и боевые заслуги П. В. Галкин награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.
Длительная служба подорвала здоровье контр-адмирала. В марте 1972 года он ушел в отставку по болезни, с правом ношения военной формы одежды. Жил в Москве, занимался общественной деятельностью.
Петр Васильевич был примерным семьянином. Вместе с супругой Александрой Степановной они вырастили четверых детей. Дочери Татьяна и Галина - медицинские работники, сыновья стали военными: старший, Евгений, дослужился до капитана 2-го ранга, младший, Юрий, в звании полковника служит в Генеральном штабе. Растут внуки. Только бы радоваться их счастью... Но болезнь не отпускала Петра Васильевича. 8 мая 1989 года его не стало. Всей душой он любил флот и посвятил ему свои лучшие годы. Его не забывают моряки, особенно связисты. О нем пишут в книгах. Хочется верить, что помнят своего земляка и в Мариинском Посаде. Ведь и он, контр-адмирал П. В. Галкин, своими ратными делами прославил родной край.