Востров Василий Сергеевич
Дом Востровых находится по улице Полевой г.Мариинский Посад. Небольшой, но аккуратный такой - крашеный, ухоженный. Чувствуется, настоящий хозяин здесь живет.
Память у ветерана ещё завидная. Он четко помнит хорошо эпизоды из своей жизни. И рассказчик отменный. И чувство юмора все ещё сохранил.
Родился В. Вострое в деревне Малое Шигаево 24 марта 1911 года в простой крестьянской семье. Потому с детских лет знал, как добывается хлеб насущный. Семья была большая - три сына и три дочери. А Василий был четвертым. Чтобы прокормиться, надо было работать с утра до вечера. Уже в 4-м классе пацану пришлось встать за соху, пахать землю. А в 15 лет, имея в багаже 4-летнее образование, он начал самостоятельную трудовую биографию. Летом работал в колхозе, а зимой рубил лес в Мариинско-Посадском лесничестве - готовил дрова и клепки для бочек и тары. Потом окончил курсы столяров в Мариинском Посаде. 18-летнего парня по направлению послали работать на горьковский автозавод. Но живя в бараке и антисанитарных условиях, Василий заболел и ему пришлось вернуться на родину. Но и в деревне умелому столяру работа нашлась
- изготовлял и чинил колеса, сани в колхозе. В 1933 году начался ещё один этап на жизненном пути В. Вострова - его призвали в армию. Он попал в отдельный батальон связи 17-й стрелковой дивизии и тут же стал курсантом-связистом. За год освоил все премудрости этой военной специальности.
В 1935 году, когда срок службы В. Вострова подходил к концу, в Белоруссии состоялись широкомасштабные учения с участием трех армий - Белорусской, Московской и Ленинградской. Василий Вострое тоже оказался в гуще событий этого учения и обслуживал линии связи 3-го корпуса. После учебного маневра в г. Бобруйске состоялось совещание военачальников. А потом перед солдатами выступили К. Ворошилов, С. Буденый и Тухачевский. Молодой В. Востров увидел их собственными глазами. А батальону, где служил наш герой повествования, дали премию в 2000 рублей за хорошее обеспечение связи. «В основном, я и отвечал за связь», - поправу гордится теперь Василий Сергеевич за ту высокую награду.
Через месяц после этих событий В. Востров вновь оказался в Белоруссии, но уже с другим секретным спецзаданием - осуществить топографическую съемку местности. Конечно, карту составляли специалисты, а солдаты помогали. В. Востров, естественно, обеспечивал эту группу связью с вышестоящим руководством, которое часто и само приезжало на место и интересовалось, как идут дела. За месяц вся работа была выполнена. А потом солдат две недели держали в Москве - обеспечили хорошим питанием и дали отдохнуть. Перед отправлением в часть взяли у них обязательство не разглашать секретные сведения. И та топографическая карта Белоруссии, составленная и с участием В. Вострова, очень выручила наше командование, в чем нет сомнения в ходе ВОВ.
Осенью 1935 года В. Востров демобилизовался и устроился кассиром в Мариинско-Посадское отделение Госбанка. Здесь он проработал вплоть до декабря 1941 года, до того момента, когда ему вручили повестку о явке в военкомат. Молодой офицер (прошел аттестацию в военкомате) попал в 141-ю стрелковую дивизию. В марте 1942 года процесс формирования дивизии все ещё продолжался. А лейтенант В. Востров получил задание ехать в Горький за военным имуществом и обмундированием на 12 тысяч человек. С ним были трое солдат. Обмундирование они получили быстро, но довезти его до места назначения оказалось делом не простым. Прошло более месяца, пока он доставил его дивизию. За это время В. Вострову пришлось отправить десятки телеграмм в адрес Верховного командования с просьбой содействовать в доставке специального груза. Несколькими пересадками, перегружая обмундирование много раз, задерживаясь на станциях по многу дней, не смыкая глаз по ночам, пришлось солдатам выполнить этот приказ.
В апреле дивизия была почти готова к отправке на фронт. Провести специальную проверку прибыл К. Ворошилов. Сделал замечание, что у солдат хромает строевая подготовка. Как только он уехал наследующий день командир дивизии поднял солдат в 4 часа утра по боевой тревоге и без завтрака и обеда заставил подчиненных маршировать до 20 часов вечера. А потом норма питания на завтрак, обед и ужин была выдана в один прием. Это было, естественно, грубейшим нарушением устава военной службы. И не удивительно, что комдив, решивший выместить злобу и обиду на подчиненных, был снят с должности на следующий же день.
В конце апреля дивизия была переброшена к фронту. Первое боевое крещение, причем вовсе неожиданное для наших солдат, состоялось на станции Тымеро (около Воронежа). Эшелон не успел до конца разгрузиться, как появились фашистские «рамы» на небе и стали бомбить и обстреливать. Убили и ранили немало солдат. Разбомбили всю станцию. Потом останки зданий горели несколько дней.
Дивизия оборонялась до января 1943 года. В. Востров за оборону Воронежа получил первую награду - медаль «За боевые заслуги». А .затем началась широкомасштабная наступательная операция по всему фронту. В памяти Василия Сергеевича - бои на Курской Дуге, где 141-я дивизия проявила храбрость, находясь в самом пекле. Взвод связи, во главе которого стоял В. Востров, в любых условиях обеспечивал непрерывную связь, порой ценой неимоверных усилий и жизней.
После Курской Дуги немец, обескровленный и обессиленный, стал отступать, хотя оказывал жесточайшее сопротивление. Пядь за пядью, метр за метром отвоевали наши солдаты захваченную врагом родную землю, освобождали город за городом, а затем и братские страны. В. Востров в составе той же 141-й дивизии участвовал в освобождении многих городов, форсировании Днепра и Днестра, переходил через Карпаты и заступил, как освободитель, на земли Венгрии, Румынии, Польши и Чехословакии.
- При форсировании Днестра мы понесли большие потери, - рассказывает ветеран. - Наверное, погибла половина дивизии. Во-первых, многие просто утонули - река быстрая и глубокая. А во-вторых, на нас ссыпался град пуль и снарядов. Мясорубка была самая настоящая.
Среди счастливчиков, сумевших достичь правого берега, оказался и В. Востров. Сразу взял командование над группой, которая оказалась рядом. Чтобы создать эффект превосходства в силе, непрерывно палили из автоматов. Немцы дрогнули и отступили.
Но Василию Сергеевичу не удалось до конца быть в составе 141-й дивизии. В декабре 1944 года его перевели в 7-ю гвардейскую армию. Великую Победу он встретил в Чехословакии. Но старшего лейтенанта ещё не собирались отпускать домой. Их часть перебросили в Венгрию, а затем хотели передислоцировать на борьбу с японскими самураями. Но с японцами воевать В. Вострову так и не пришлось. Вместе этого он попал в Австрию.
На памяти Василия Сергеевича 31 декабря 1945 года. В город Медлинг прибыли маршалы Жуков, Рокоссовский, Конев и Малиновский и организовали прием офицерского состава в ресторане. В. Вострову удалось лично побеседовать с Георгием Константиновичем. Каждому офицеру отводилось 5 минут беседы.
- Разрешите, товарищ маршал, - отчеканил старший лейтенант, зайдя в комнату к легендарному военачальнику.
В ответ услышал:
- Сегодня маршала нет. Давайте выпьем за победу, товарищ мой.
И, конечно же, выпили по чарочке.
В отличие от многих Василию Сергеевичу повезло - он и не погиб на войне, и не получил серьезного ранения, за исключением небольшого ранения в ногу. «Но, - вспоминает ветеран. - Был случай, когда вражеская пуля сбила мою шапку, чуть царапнув кожу головы. Пролети она немного ниже, и меня в живых вряд ли бы было». Это случилось около села Пражкина, что в Житомирской области. Тогда нашим солдатам, захватившим село психологической атакой, но с малым вооружением, пришлось сдать позицию и отступить на 100 км назад, вплоть до г. Житомира. Лишь через месяц село Пражкино было вновь освобождено.
В. Востров помнит и такой эпизод. Они освободили польское село. Троих русских солдат хозяйка пригласила к себе в дом, угостила, чем была богата. И вдруг налетела вражеская авиация. Разбомбили все. После этого немцы пошли в атаку. Нашим пришлось отступить. И потом, когда вновь освободили это село, единственно уцелевшим домом был тот, в котором угощались В. Востров с товарищами. Когда хозяйка вновь встретила «своих», то рассыпалась в благодарностях к ним. «Это божье знамение! Это вы спасли мой дом!» Конечно, это было счастливой случайностью. Но Василий Сергеевич все ровно находит в этом какую-то закономерность.
Грудь ветерана украшают десятки медалей и орденов. Наиболее ценные - орден Красной Звезды, медаль «За взятие Будапешта». В мирное время Василий Сергеевич продолжал трудиться в банковской службе. Даже после выхода на заслуженный отдых он долго не покидал свое любимое дело. Часто работал без выходных и праздников, безупречно справлялся с возложенной обязанностью. Не зря, наверное, он уже в мирное время был награжден орденом Октябрьской Революции. Говорят, этим орденом награждали исключительно редко. В нашем районе только два человека имеют награду такого достоинства. А общий трудовой стаж Василия Сергеевича - 45 лет. Это достойный вклад в дело процветания нашей России.